Загрузка...

Как продать имущество компании с иностранным участием в Беларуси?

Если вы являетесь участником или владельцем компании с иностранным участием в Беларуси и хотите продать свое имущество, то вам необходимо знать о новых правилах, которые вступили в силу с 18 января 2024 года. Согласно Постановлению Совета Министров № 27 от 12 января 2024 г., вы должны получить разрешение на сделку с лицами из «недружественных стран», если таковые есть среди покупателей. В этой статье мы расскажем вам, когда и как получить такое разрешение, сколько оно действует и что нужно уплатить за него.

Когда необходимо получить разрешение на сделку?

Разрешение на сделку с лицами из «недружественных стран» необходимо получить в следующих случаях:

 • При продаже объектов недвижимого имущества компаниями с долей в уставном фонде иностранного лица 25% и более, а также унитарных предприятий с иностранным участием. Под недвижимым имуществом понимаются земельные участки, здания, сооружения, незавершенное строительство и другие объекты, связанные с землей.

 • При продаже иностранными лицами доли/акций в уставных фондах компаний. Под иностранными лицами понимаются физические и юридические лица, а также их представительства, филиалы и иные обособленные подразделения, зарегистрированные за пределами Беларуси.

 • При выходе иностранных участников из ООО/ОДО и реорганизация компаний с иностранным участием. Под выходом понимается уступка доли/акций другому участнику или третьему лицу, а также исключение участника из состава учредителей. Под реорганизацией понимается слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование компании.

Как получить разрешение?

Для того, чтобы получить разрешение на отчуждение недвижимого имущества, а также долей/акций компаний участниками из «недружественных стран» иностранному участнику необходимо обратиться с заявлением в облисполком/Мингорисполком по месту регистрации компании с заявлением и документами, перечисленными в п. 4 Постановления. К таким документам относятся:

 • копия учредительных документов компании;

 • копия свидетельства о государственной регистрации компании;

 • копия документа, подтверждающего право собственности на имущество или долю/акцию в уставном фонде компании;

 • копия договора купли-продажи имущества или доли/акций компании или проект такого договора;

 • справка о рыночной стоимости имущества или доли/акций компании, подготовленная государственной оценочной организацией;

 • сведения о покупателе, включая его наименование, место нахождения, реквизиты, а также о его учредителях, участниках и бенефициарных владельцах;

 • сведения о стране, в которой зарегистрирован покупатель, а также о том, относится ли она к «недружественным странам».

Сколько ждать разрешения?

Проект решения облисполкома/Мингорисполкома готовится в течение 30 рабочих дней с даты представления необходимых документов. В течение этого срока облисполком/Мингорисполком может запросить дополнительные сведения или документы от заявителя или от других органов и организаций. После подготовки проекта решения облисполком/Мингорисполком направляет его на согласование в Совет Министров РБ, который принимает окончательное решение о выдаче или отказе в выдаче разрешения.

Сколько действует разрешение?

Разрешение на сделку (при условии его получения) действует в течение 1 года с даты принятия решения Совета Министров РБ. Если в течение этого срока сделка не будет совершена, разрешение аннулируется. Для продления срока действия разрешения необходимо подать новое заявление с обоснованием причин несовершения сделки.

В каком виде выдаётся разрешение?

Решение о выдаче разрешения оформляется в виде постановления Совета Министров РБ, которое подписывается Премьер-министром РБ и заверяется печатью. Копия постановления выдается заявителю в письменной форме или направляется ему по почте.

Что нужно уплатить?

При продаже доли/акций, а также недвижимости необходимо будет уплатить взнос в бюджет. Размер взноса (не менее 25% от рыночной оценки, проводимой государственной оценочной организацией) и срок его внесения определяется в решении облисполкомом/Мингорисполкомом. Взнос может быть уплачен как продавцом, так и покупателем. Исходя из содержания Постановления, при выходе из состава участников и реорганизации компании взнос в бюджет не уплачивается.

Заключение

Продажа имущества компании с иностранным участием в Беларуси - это сложный и длительный процесс, который требует соблюдения многих правил и условий. Если вы хотите продать свое имущество, то вам необходимо учитывать, что в некоторых случаях вы должны получить разрешение на сделку с лицами из «недружественных стран».